Часть 4. Историческая Манга и ее знаменитости.
Довоенные и послевоенные исторические произведения.
Одним из наиболее популярных жанров манги на Западе является исторический, обычно повествующий о жизни самураев. Этот жанр также называют термином "chanbara" - ономатопея (запись звука буквами) звука соударяющихся клинков. Типичный сюжет разворачивается где-то начиная с поздней средневековой Японии и до конца периода Эдо (1603-1868), некоторые повествования достаточно точно описывают реальные исторические события, другие же являются плодом богатой (или не очень) фантазии автора. В довоенной Японии исторические темы были наиболее популярным жанром для фильмов и прозы(книг). После войны исторические сведения очень часто использовалась в телевизионных постановках, которые стали очень популярны среди старшего поколения. Однако судьба исторических постановок в форме манги разворачивалась немного иначе.
В довоенных предшественниках современной манги практически полностью отсутствовали исторические мотивы. Более типичным явлением для периода Taisho (1912-1926) была детская юмористическая манга, например "Dango Kushisuke Manyuki"("Путешествия Dango Kushisuke") автора Miayo Shigeo, главный герой которой был назван в честь круглого шарика mochi на шампуре (вертеле). В довоенные годы периода Showa (1926-1945) обе широко популярные работы "Norakuro Nitohei" ("Canine Private Norakuro") автора Tagawa Suiho и "Путешествия Dankichi" ("Boken Dankichi") автора Shimada Keizo были пропитаны милитаристской атмосферой того времени, однако ни одна из них не повествовала о эпохе самураев.
В течение 7 лет после поражения Японии во Второй Мировой Войне не было выпущено ни одной манги на историческую тему. Аналогичным образом с прилавков исчезла манга, описывающая события на поле боя, столь популярная в военный период. Причиной тому было ограничение на свободу слова, навязанное странами-союзниками (в основном Американцами) в течении оккупации. Это ограничение кроме всего прочего предусматривало запрет на выпуск и распространение книг, театральных постановок, фильмов и манги, в которых присутствовали темы самураев, боевых искусств или японских вооруженных сил. Целью этих ограничений, очевидно, было желание исключить возможность возрождения милитаристических настроений в Японии. Подписание в 1952 году Пакта Мира в Сан-Франциско положило конец этим запретам и у японцев снова появилась возможность наслаждаться мангой на исторические и военные темы.
Как раз именно в это время произошел первый взрыв интереса к современной манги, порожденный работами типа 1952 Igaru-kun (Мастер Crew Cut) и 1954 Akado Suzunosuke, в которой рассказывалось о великом мастере-мечнике (фехтовальщике), носившем красные доспехи. Эта манга была очень популярна среди детей. Обе работы первоначально были созданы художником Fukui Eiichi, однако он прекратил рисовать эту мангу вскоре после начала ее серийного выпуска (сериализации). В дальнейшем этой мангой занимался Takeuchi Tsunayoshi. Обе работы породили огромное количество продолжений и подражаний.
В терминах сюжетной линии и описания эта манга была узко направлена на детскую аудиторию и, в основном, служила цели морального воспитания подрастающего поколения вкупе с хорошей долей юмора. Весьма характерен тот факт, что обе работы были выпущены до трансформации (изменения) манги, произошедшей в поздних 1960-х годах.
Приход Shirato Sanpei.
Одним из самых известных личностей на небосклоне исторической манги является Shirato Sanpei. Его отец Okamoto Toki - художник, живший в военное время и симпатизировавший коммунистической партии. Сразу же после окончания средней школы, Shirato начал работу в качестве артиста kamishibai. Kamishibai - это форма уличного театра, в котором для аккомпанемента чтению текста использовались картинки, нарисованные на толстой бумаге (картоне). Kamishibai впервые появилась в 1930-х годах и и пользовалась огромной популярностью до самого своего заката, произошедшего под влиянием распространения телевидения. Shirato был одним из тех артистов kamishibai, которые позже начали создавать мангу.
Первая опубликованная манга, созданная руками Shirato, предназначалась для распространения посредством прокатных библиотек. Главным героем манги был ниндзя. Ниндзя вообще-то были достаточно популярными персонажами в довоенных попсовых новеллах, однако до сих пор они изображались как мудрые отшельники, живущие в горах.
В 1960-х годах произошел новый взрыв интереса к историям о ниндзя, в которых группировки ниндзя, обладающих сверхъестественными способностями, участвуют в схватках между могущественными феодалами. Именно на такой сцене Shirato и представил свою радикально новую мангу о ниндзя.
Манга о ниндзя Shirato Sanpei затрагивала глобальные темы и как следствие продолжалась в течении многих томов. В ней с высоким качеством и художественностью были показаны классовые противоречия в Японии позднего средневековья, борьба между организациями и личностями, отношение представителей Восточной Азии к жизни и смерти. Такого рода манга далеко опередила своих современников как по тематике, так и по выразительной технике. Наиболее известной работой Shirato того времени является Ninja bugeich Kagemaru den (Хроники Войн Ниндзя: Легенда о Кагемару). Однако эти работы оказались под весьма серьезной опасностью забвения за пределами узкого избранного круга фанатов в результате краха системы прокатных библиотек в начале 1960-х годов.
К середине 1960-х годов, когда средства массовой информации начали признавать тот факт, что послевоенное поколение упрямо продолжает читать мангу, даже повзрослев и поступив в колледжи, работы Shirato были переизданы крупными издательскими домами в виде серий. В то же самое время Shirato начал сериализацию новых работ для множества популярных журналов в том числе и Garo - журнала, предназначенного исключительно для фанов манги. Работы Shirai приобрели огромную популярность, особенно среди студентов и интеллектуалов. Вполне возможно, что наиболее известной исторической мангой на Западе является Kozure Okami (Одинокий Волк и его Ребенок), с иллюстрациями руки Kojima Goseki и текстом, написанным Koike Kazuo. Kojima также был продуктом системы прокатных библиотек. Во второй половине 1960-х годов он принимал участие в создании манги Kamui-den (Легенда о Камуи) Shirato Sanpei.
Никакой разговор о исторической манги не может обойтись без упоминания о Hirata Hiroshi. Hirata начал с создания манги для прокатных библиотек и его манера изображения (стиль рисования) оказался достаточно шокирующим, чтобы вызвать несколько крупных инцидентов с цензурой. Именно его дар в изображении любви и ненависти в человеческих взаимоотношениях сделал его любимым автором писателя Mishima Yukio. Otomo Katsuhiro, специализировавшийся на создании научно-фантастической манги, также был фаном Hirata Hiroshi и даже выполнял заказы по созданию обложек для избранных произведений своего кумира.
Часть 5. Элемент смеха в современной манге.
Термины, используемые для комедийной манги.
Так же как Английское слово "comic" (комикс) имеет тот же корень, что и "comedy" (комедия), японское слово "manga" (манга) также означает "смешной, комедийный". Оригинальный китайский иероглиф означает "легкая шутка, представленная в виде картинок". То есть "манга" - картинки, предназначенные вызывать у людей смех. Хотя в течение послевоенного периода повествовательная манга практически полностью затмила юмористическую, юмор по-прежнему остается важным элементом жанра и именно применение этого элемента и будет описано в этой главе.
Комедийная манга может быть разделена на следующие категории:
Сатирическая манга. Манга, нарисованная в ответ на текущие события в политической или общественной жизни. Обычно состоит из одного кадра, хотя может быть и больше. Эта манга большей частью публикуется в газетах и журналах, рассчитанных на широкую публику. Несмотря на то, что практически в каждой газете имеется как минимум одна-две, сатирическая манга никогда не была особо популярна и уважаема. Большая часть такой манги по-прежнему создается мангаками старшего поколения.
Абсурдная манга. Юмористическая манга, состоящая из одного или нескольких кадров, не несущая никакой сатирической подоплеки. Термин "абсурдная" применяется в основном теми людьми, которые считают, что сатира - единственно правильный жанр для манги. Этот же термин иногда применяется для описания манги, в которой в шутливой форме высмеиваются здравый смысл и общепринятые моральные устои. В любом случае, этот термин используется исключительно только мангаками старой школы.
Гэг-манга. Несмотря на то, что термин "гэг" первоначально означал импровизированную шутку, начиная с революции жанра комедии, произошедшей в конце 1960-х годов, словосочетание "гэг-манга" часто используется для обозначения всего жанра комедийной манги.
Akatsuka Fujio.
Можно сказать с большой долей уверенности, что в довоенной Японии и даже в течении первых двадцати лет после войны, комедийная манга представляла собой не более чем рисованную адаптацию юмористических новелл, рассказываемых комедиантами и rakugo-артистами. Эти новеллы были наполнены кучей шутовских персонажей, которые всячески валяли дурака и смешили народ, подготавливая к финальной юмористической развязке. Однако во второй половине 1960-х годов, человек по имени Акатсука Фуджо, решил это изменить, и создал такие широко популярные работы как Osomatsu-kun и Tensai Bakabon. Персонажи этих работ были крайне "необычны" как внешностью так и характером. Отличительной чертой этих работ являлся тот факт, что вспомогательные персонажи обычно были более активными нежели главные герои, а смех вызывался скорее от спонтанных шуток и ситуаций, нежели от длинной и тщательной подготовки к юмористической развязке. Такая манга была новой с любой точки зрения. И хотя работы Akatsuka после начальной череды успехов потеряли ту изюминку, которая сделала их суперпопулярными, нельзя не признать его как пионера в данном направлении.
Shoji Sadao появился на небосклоне мира манги для взрослых практически в то же самое время, что и Akatsuka Fujio. Для детального изображения юмористических ситуаций, возникающих как в повседневной так и в полностью выдуманной жизни, Shoji применял беспрецедентный и дотоле невиданный стиль рисования, который с точки зрения современных стандартов можно назвать детским. Имеется в виду стиль "чиби" ("chibi"), при котором используется карикатурное уменьшение тела персонажа с целью показать, что он ведет себя как маленький ребенок.
В конце 1960-х годов на манга-сцене появляется Tanioka Yasuji, чьи работы характеризовались взрывным юмором и острой сатирой.
С этого момента японская комедийная манга начала освобождаться от ограничителей, наложенных на нее образовательными целями, моралью и традициями, мобилизуя все возможные ресурсы для вызывания у людей смеха.
Появление писателей научной фантастики.
В 1974 году манга "Парнишка-детектив" (Gakideka), руки Yamagami Tatsuhiko произвела настоящую сенсацию. В числе тем, затронутых Yamagami в этой работе, было "нестандартное" половое влечение, что уже само по себе вызвало сильный шок, потому как до сих пор в Японии эти темы были под традиционным запретом. Однако, наверное, более важным была реалистическая точность его изобразительного стиля, потому как до сих пор персонажи комедийной манги всегда рисовались стереотипно и упрощенно.
Перед тем, как переключиться на гэг-мангу, Yamagami Tatsuhiko в течении 10 лет создавал научно-фантастическую мангу. Именно этот опыт и привел к циничному взгляду на жизнь и точности стиля рисования.
Примерно в то же самое время что и Yamagami, Umezu Kazuo, ветеран мистической манги, также начал свою карьеру в юмористическом жанре, создав хитовую мангу Makoto-chan. Его стиль рисования также отличался особой точностью и остротой, которые он вынес еще со своих дней как мангака мистической манги.
Подъем и падение четырехкадровой Манги.
С расширением манга-рынка и образованием нескольких новых манга-журналов в первой половине 1980-х годов наметился новый взрыв интереса к четырехкадровой манге. Однако эти новые четырехкадровые комиксы были невообразимо консервативны и печальны, не являясь не более чем старомодными изображениями плоских шуток. И именно широкая популярность столь жалких юмористических произведений была явным доказательством того, что манга превратилась в нечто большее, нежели просто способ отвлечься от банальностей повседневной жизни.
Но из все этой серой массы мангак четырехкадровой манги появилась уникальная личность - Igarashi Mikio, чья манга была пропитана острой и меткой критикой лицемерия общества.
В середине 1980-х годов в четырехкадровой манге образовался новый жанр - так называемая "абсурдная" манга, при чтении которой вы никогда не были уверены, в каком месте нужно смеяться. Наиболее вдохновляющими представителями этого жанра были Yoshida Sensha и Enomoto Shuji. Эксцентричность нового стиля быстро завоевала им множество последователей среди молодых мангак, но со временем применяемые приемы стали клише и опустились до солипсизма. В то же самое время банальная четырехкадровая манга, выпускающаяся и по сей день, была постепенно исключена из жанра комедийной манги.
Слово "cолипсизм" произошло от латинских "solus" - "единственный" и "ipse" - "сам". Оно обозначает крайнюю форму субъективного идеализма, признающую несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании. Не знаю точно, какую роль это понятие играет в японской культуре, но вот в европейской оно довольно развито. Если вам интересно узнать, то тенденция к "солипсизму" характерна для имманентной философии, эмпириокритицизма, ну а в частности для Дж. Беркли. Хотя, конечно же, ничего страшного в этом понятии нет. Оно очень простое. Кстати, иногда навороченное слово "cолипсизм" используют для обозначения крайнего эгоизма и эгоцентризма.
Часть 6. Shojo-манга: уникальный жанр.
Shojo-манга - только в Японии.
Иностранцы, приезжающие в Японию из стран со слабо развитой манга-культурой неизбежно оказываются шокированы ну просто-таки ОГРОМНЫМИ, НЕПОМЕРНЫМИ, ЧУДОВИЩНЫМИ объемами выпускаемой японской манги, читателями которой являются даже студенты университетов и интеллектуалы. Но даже те иностранцы, которые способны принять и наслаждаться мангой, все равно часто смущаются при встрече с жанром манги для девочек (девушек) - shojo-мангой. Кажется, что для иностранцев весьма тяжело понять идею специализированного жанра манги, предназначенного для женской аудитории и фокусирующегося на историях о любви, выполненных в уникальном стиле.
В основном объеме shojo-манга содержит следующие отличительные черты:
Более чем 90% читателей и создателей shojo-манги - женщины. Начиная с поздних 1970-х годов с приходом работ так называемой "Новой Волны", shojo-манга привлекла некоторое количество мужской читательской аудитории, однако не вышла за пределы узкого круга ценителей. Одна из причин возникновения специального жанра манги для женщин состоит в огромном объеме выпускаемой на рынок манга-продукции. Еще одна причина состоит в том, что "культура девочек" и "культура мальчиков" всегда занимали отдельные ниши в традиционной культуре Японии.
Основным темами shojo-манги являются "мыльные оперы" взаимоотношений мать-дочь, истории девочек, добивающихся успеха и, конечно же, истории о любви. Структура повествования часто мелодраматическая и легко предсказуемая, очень похожая на те же самые западные "мыльные оперы" или "женские" романы.
Имена, внешний вид персонажей, а также ситуации, в которых они оказываются в shojo-манге, либо выдуманные, либо вдохновлены псевдо-западными мотивами. Shojo-манга, совмещая в себе очарование Японских традиций периода Meiji с Западным ритуалом свиданий (dating), создает уникальное пространство для развития сюжета, которое находится за пределами повседневной жизни среднестатистического японца. Персонажи рисуются весьма своеобразно, с огромными блестящими глазами, которые часто занимают до трети всего лица, блондинистыми и вьющимися волосами и длинными и очень тонкими ногами. Такой персонаж представляет собой японский идеал европеида женского пола и из-за этого часто не имеет высокого носа или крупных бедер и груди настоящих представительниц белой расы.
В shojo-манге имеется уникальный набор семиотических кодов. В отличие от манги, предназначенной для мужчин, которая рисуется классически от кадра к кадру, в shojo-манге широко применяется нерегулярное изложение сюжетной линии и широкое использование произвольных форм кадров. Здесь имеются кадры без рамок, очень длинные вертикальные или горизонтальные квадраты, портреты главных героев, наложенные поверх нескольких отдельных кадров а также цветочный узор, используемый для украшения задних планов кадров и страниц.
Технику использования узорных задних планов и изображений персонажей, наложенных поверх нескольких кадров, можно проследить от лирических стилизованных картинок (изображений) в популярных женских журналах довоенного периода. Тем не менее отличительной чертой shojo-манги является именно этот тип выражения, применяемый для изложения историй. В своем всемирно известном сексологическом трактате "Что такое быть Мужчиной или Женщиной", Джон Моней (John Money) и Патрисия Такер (Patricia Tucker) доказывают, что порнография, ориентированная на мужчин, по существу состоит из прямого описания сексуальных актов с партнером противоположного пола, в то время как порнография, рассчитанная на женщин, часто стремится направить это описание на отношения между партнерами одного пола. Что-то очень похожее может быть показано для описания романтической любви. В shojo-манге любовные истории структуризированы посредством подчеркивания (преувеличения, выделения) главных героев того же пола, что и читатели.
Краткая история Shojo-манги.
Первая, достойная упоминания, shojo-манга появилась в середине 1950-х годов. Ранее существовали лирические комиксы, сильно смахивающие по стилю на предвоенные, которые создавались мангаками-мужчинами и печатались в женских журналах. В середине 1950-х годов журналы для девочек активно начали публиковать на своих страницах комиксы, точно так же как и содержание журналов для мальчиков начало изменяться от образовательного и развлекательного в сторону чистой манги. До этого времени очень мало женщин смогли сделать себе профессиональную карьеру, а в области манги - таких были единицы. Именно по этой причине большая часть комиксов для девочек создавалась мангаками-мужчинами, такими как Tezuka Osamu и Yokoyama Mitsuteru. В манге "Рыцарь в Лентах" (Knight in Ribbons) Tezuka подробно излагает похождения женщины-рыцаря, переодевающейся в мужское одеяние. Эта работа была создана под влиянием исключительно женского Takarazuka Revue, где женщины играли мужские роли, что предоставляло для девочек и молодых девушек воображаемое пространство (сцену) на которой они могли реализовать свое желание равенства и освобождения от репрессий по половому признаку, которые были (а может и сейчас?) характерны для Японии.
В середине 1960-х годов женщины-мангаки начали публиковать в манга-журналах для девочек истории взаимоотношений мать-дочь, описания миров шоу-бизнеса и высшего общества, романтическую любовь (хотя только наиболее безвкусный и сентиментальный ее вид) и всевозможные необычные и экзотичесие события. То была эра женщин-мангак, создающих работы исключительно для женщин, и таким образом не подходящих для чтения мужчинами. Исключением была лишь Mizuno Hideko, единственная женщина среди мужского коллектива легендарной Tokiwa-группы, чья исключительная работа "Огонь" с рок-певцом в главной роли была популярная и среди мужской аудитории.
В середине 1970-х годов произошло появление "Новой Волны" shojo-манги, в которую входили 25-28-летние женщины-мангаки, принадлежащие поколению, выросшему на послевоенной манге, такие как Hagio Moto, Takemiya Keiko, Oshima Yumiko и Yamagishi Ryoko. Темами для манги, создаваемой ими, являлись в основном: научная фантастика, фэнтези и ОСОБЕННО любовь между мальчиками. Описание гомосексуальных любовных отношений между мальчиками, по ходу дела показалось читательницам более романтичным, нежели грубая (непристойная) реальность гетеросексуальных романов и к тому же позволило мангакам более полно реализовать свою фантазию. Новые работы такого плана вышли за рамки shojo-манги того времени и, освобожденные от необходимости соответствовать нормам "женственности", завоевали значительную часть мужской аудитории манги. В результате многие женщины-мангаки начали получать заказы на создание манги для журналов, предназначенных для мальчиков и мужчин.
В 1980-х годах из-за постоянно усиливающейся специализации манга-журналов, издатели начали соревноваться в производстве все большего числа новых журналов. В то время как манга для женщин до сих пор была ограничена лишь тематикой, предназначенной для молодых девушек/девочек, теперь появился и начал неуклонно развиваться новых рынок манги для взрослых женщин. В новой манге для взрослых женщин излагались мотивы взрослой любви, социальные и исторические темы, которые не являлись подходящими для shojo-манги. В Японии этот новый жанр стал называться "redisu komikku", японское произношение английской фразы "ladies comics" (комиксы для женщин). Во второй половине 1980-х годов внутри жанра комиксов для женщин появилось некоторое количество порнографической манги. Они выпускались маленькими издательскими фирмами, однако, даже безо всякой рекламы, моментально перетянули на себя внимание аудитории от более консервативных комиксов для женщин. Тематика такой манги: изнасилование, инцест, лесбиянство, некрофилия, скатология (для интересующихся: ряд сексуальных извращений, связанных с человеческими отходами, вроде дерьма, мочи и т.д.). Но даже несмотря на это столь "интересное" содержание, некоторые экземпляры содержали прогрессивные мысли и идеи на тему общечеловеческих норм и ценностей, а также равенства прав женщин и мужчин.